Arms
 
развернуть
 
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27
Тел.: (8142) 79-58-00
795-888 (факс)
vs.kar@sudrf.ru
схема проезда
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27Тел.: (8142) 79-58-00; 795-888 (факс)vs.kar@sudrf.ru
 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




 

Время работы суда и приёмной суда:

понедельник - четверг

9.00 – 17.15

пятница

8.30 – 16.30

перерыв на обед

13.00 – 14.00


Телефон:
(8142) 795-800
 
Факс:
(8142) 795-888
 
Электронная почта:
vs.kar@sudrf.ru
 

Контактные телефоны для справок:
  • Приёмная суда (приём граждан в приёмной суда ведут помощники судей и консультанты): 795-847

  • 1-я инстанция по уголовным делам : 795-773
  • 2-я инстанция по уголовным делам : 795-740

  • 1-я и 2-я инстанции по административным делами: 795-760, 795-870
  • 1-я инстанция по гражданским делам : 795-750
  • 2-я инстанция по гражданским делам : 795-751,795-821


Реквизиты для уплаты пошлины

Реквизиты депозитного счета

О СУДЕ
Суд присяжных. Памятка присяжных заседателей

Суд присяжных

 

С 1991 года в Российской Федерации началась судебная реформа, одним из достоинств которой является возрождение суда присяжных, что, в свою очередь, служит важным средством становления правового государства и судебной власти в нашей стране.

Впервые суд присяжных появился в России в результате судебной реформы в 1864 г., просуществовал до 1917 г., и в связи с тем, что суд в большей степени становился карательным органом, был ликвидирован (отменен 24.11.1917 г.).

Суд присяжных является важным элементом российской судебной системы и призван охранять права и свободы всех граждан, обеспечивать им свободный доступ к правосудию. Суд присяжных по праву считается судом народа, судом народной мудрости.

С 1993 года суд присяжных начал действовать в 9-ти регионах России. В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие УПК РФ» с 1-го июля 2003 года этот демократический институт вводится и в нашей республике. В Верховном суде Республики Карелия была проведена вся подготовительная работа для этого, разработана памятка присяжных заседателей:

 

ПАМЯТКА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Верховного Суда Республики Карелия

 

Роль присяжного заседателя

 

Быть присяжным - почетная обязанность, которую Вам предстоит исполнить в Верховном Суде Республики Карелия. Вы становитесь значимой фигурой в отправлении правосудия.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Присяжными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

 

Порядок составления списков присяжных заседателей.

 

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов,  включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.

Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

 

Срок, на который граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей.

 

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, -  на все время рассмотрения этого дела.

 

Оплата труда присяжного заседателя.

 

Согласно п.1 ст.11 Закона РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы.

Не допускаются увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде.

 

Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

 

На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Законом РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации». Он, члены его семьи и их  имущество находятся под особой защитой государства.

Кодекс об административных правонарушениях в ст. 17.5 предусматривает административную ответственность лиц (руководителей, должностных лиц, граждан), препятствующих присяжному заседателю исполнять обязанности, в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Суд присяжных рассматривает, как правило, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, подсудных Верховному Суду Республики Карелия.

 

Порядок и сроки составления списка присяжных заседателей

 

Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.

О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

 

Составление предварительного списка присяжных заседателей

 

1. После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.

2. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит проверку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

3. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

4. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. В предварительный список кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица, которые в силу установленных федеральным законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.

5. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка.

6. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

7. От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

 

Уголовный процесс

 

В уголовном процессе подсудимый обвиняется в совершении преступления, то есть в нарушении уголовного законодательства. Присяжные заседатели должны решить вопрос о виновности или невиновности подсудимого в соответствии с уголовным законом. Присяжные заседатели не определяют вид и меру наказания, но в случае признания подсудимого виновным, присяжные заседатели могут признать его заслуживающим снисхождения, что ограничивает усмотрение председательствующего судьи при назначении наказания: подсудимому не может быть назначены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, а срок лишения свободы определяется в установленных законом не максимальных пределах, а именно: в соответствии со ст. 65 УК РФ  - не выше 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

 

Участники суда присяжных

 

Стороны:

Государственный обвинитель - прокурор (сторона обвинения) - должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде;

Защитник - адвокат (сторона защиты) - лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подсудимого;

Подсудимый (сторона защиты)- лицо, обвиняемое в совершении преступления;

Потерпевший – лицо, пострадавшее от преступления.

 

Формирование коллегии присяжных заседателей

 

После выполнения председательствующим требований статьи 327 УПК РФ явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 УПК РФ. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 УПК РФ, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

 

Судебное следствие

 

Судебное следствие начинается с вступительных заявлений сторон, в которых они излагают свою позицию, предлагают порядок исследования предоставленных ими доказательств. Вступительные заявления не являются доказательствами, в них только излагается существо предъявленного обвинения, а также позиция подсудимого по предъявленному обвинению. После вступительных заявлений начинается допрос сторонами свидетелей, подсудимых и других участников уголовного судопроизводства, а также исследование иных представленных доказательств. Присяжные заседатели вправе участвовать в изучении всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы в письменном виде участникам процесса, участвовать в осмотре вещественных доказательств и документов.

 

Доказательства

 

Доказательства - это любые сведения, исследуемые в судебном разбирательстве. Это то, что присяжные заседатели могут видеть, слышать, рассматривать и обсуждать. В качестве доказательств могут выступать: ответы на вопросы, вещи, предметы, например, фотографии или одежда, возможно письменные показания и т.д.

 

Вопрос о недопустимости доказательств

 

Стороны по делу могут возражать против исследования в ходе судебного следствия тех или иных доказательств. Вопрос о недопустимости доказательств рассматривается в отсутствие присяжных заседателей. Председательствующий решает вопрос, являются ли правомерными мнения сторон об исключении доказательств из уголовного дела. Присяжные при вынесении вердикта не должны учитывать доказательства, которые суд признал недопустимыми по делу.

 

Прения и реплики сторон

 

После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон. В ходе прений стороны, ссылаясь на представленные доказательства, подводят итоги своих выступлений. Этот процесс похож на составление целостной картины из мелких частей, при этом необязательно, чтобы все доказательства были представлены в хронологической последовательности. Обоснования позиций сторон могут сильно отличаться друг от друга, что объясняется наличием противоположных интересов. После окончания прений сторон все их участники имеют право на реплику. Подсудимому и его защитнику предоставляется право последнего слова.

 

Вопросы присяжным заседателям

 

На время обсуждения и формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания. Судья формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, учитывая при этом замечания и предложения сторон. Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. Основные вопросы, обязательно включаемые в вопросный лист: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В вопросный лист могут быть добавлены и другие имеющие отношение к обстоятельствам дела вопросы.

 

Напутственное слово

 

В напутственном слове председательствующий приводит содержание обвинения, уголовного закона, напоминает об исследованных доказательствах, излагает позиции сторон, разъясняет присяжным заседателям правила оценки доказательств, порядок совещания, напоминает им их обязанности, после чего присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта.

 

Совещание

 

Совещание проводится под руководством старшины присяжных заседателей.

После завершения обсуждения, старшина проводит голосование по вопросам и ведет подсчет голосов. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если в ходе совещания возникнет необходимость получить дополнительные разъяснения по поставленным вопросам, то присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина обращается к председательствующему с соответствующей просьбой.

 

Вынесение вердикта

 

При совещании присяжных заседателей соблюдается тайна, присутствие в совещательной комнате иных лиц, кроме коллегии присяжных заседателей не допускается. Присяжные заседатели должны стремиться к принятию единодушных решений. Если при обсуждении в течение 3 часов не удалось достигнуть единодушия, то решение принимается голосованием. Ответы присяжных заседателей на вопросы (вердикт) вносятся старшиной в вопросный лист. Вопросный лист подписывается старшиной и непосредственно передается председательствующему. Присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания, где старшина провозглашает вердикт.

 

Правила поведения присяжного заседателя

 

Присяжные заседатели вправе:

- участвовать в исследовании всех обстоятельств дела, задавать через председательствующего  вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий.

-   вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные вопросы.

- просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашённых в суде документов и другие неясные для присяжного вопросы и понятия.

 

Присяжные заседатели не вправе:

 

- отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

- обсуждать дело и высказывать своё мнение по данному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта.

- общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела. Если кто-либо пытался обсудить с присяжным заседателем  дело, присяжный должен немедленно поставить в известность председательствующего.

- становиться независимым следователем и самостоятельно собирать сведения по уголовному делу вне судебного разбирательства.

-  нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей.

 

Присяжные заседатели должны быть беспристрастным и добросовестно выполнять возложенные на них обязанности.

Присяжные заседатели является важной частью нашей системы правосудия и должны гордиться тем, что исполняют эту почетную обязанность.

 

 

 

опубликовано 18.03.2010 17:05 (МСК), изменено 01.10.2019 10:25 (МСК)
 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




 

Время работы суда и приёмной суда:

понедельник - четверг

9.00 – 17.15

пятница

8.30 – 16.30

перерыв на обед

13.00 – 14.00


Телефон:
 
Факс:
 
Электронная почта:
 

Контактные телефоны для справок:
  • Приёмная суда (приём граждан в приёмной суда ведут помощники судей и консультанты): 795-847

  • 1-я инстанция по уголовным делам : 795-773
  • 2-я инстанция по уголовным делам : 795-740

  • 1-я и 2-я инстанции по административным делами: 795-760, 795-870
  • 1-я инстанция по гражданским делам : 795-750
  • 2-я инстанция по гражданским делам : 795-751,795-821